Подготовила: воспитатель я/с №9 г. Костаная Макатова Валентина Владимировна
Родители всегда задаются вопросом, как правильно и полноценно спланировать образовательную и воспитательную деятельность детей, чтобы развитие ребенка было гармоничным и соответствовало его возрасту и способностям.
Для того, чтобы ребёнок рос, одним из главных условий является усидчивость, умение слушать, понимать задачу и решать ее. Для этого требуется особое усердие, внимание.
Сухомлинский сказал, что ум ребенка находятся на кончиках пальцев. Это связано с тем, что на кончиках пальцев находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга.
Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти). А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр и игрушек (погремушки, кубики, конструкторы, шнуровки, пазлы, мазайка).
Логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься развитием мелкой моторики – в первую очередь, для развития речи, а также для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Это сложный навык, включающий выполнение тонких скоординированных движений руки. Техника требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Существует много упражнений, игр, различных заданий на развитие мелкой моторики и координации движений руки, которые решают сразу две задачи:
во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во - вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Например, “Сорока”. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков. И в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.