Воспитатели Чумак Г.М.
Гладышева С.Е.
ГКПП ясли - сад № 9
г.Костанай
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Нашему обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Программа «Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженное в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша Родина стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Знакомство с историческим прошлым Казахстана — новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям — дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории — это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к фольклором.её изучению в будущем.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое направление является приоритетным в воспитательной программе нашего сада.
Формы работы самые разнообразные: игры, игры – занятия, игры – развлечения, праздники, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, беседы, викторины, выставки, соревнования, экскурсии, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями казахского народа, фольклором.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, сказки, былины, сказания.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно - патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.
В рамках реализации программы мы запланировали экскурсию в краеведческий музей нашего города, достопримечательностями нашего города с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания.
Проводим беседы «Первый Президент РК», «Символы РК», «Праздники Казахстана».
Дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья», «Весёлых стартах».
На праздниках Наурыз, День Защитников Отечества, 9 Мая, соревнуются в конкурсах
«Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
В Экологическом направлении учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием природы, защищать её от загрязнения.
Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Акция «Определи свой Footprint».
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Вместе с родителями организовываем семейные тематические выставки
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.