Евсеева Яна Айбаровна г.Костанай ГККП «Ясли – сад № 9» воспитатель
В программе «Рухани жаңғыру» сказано «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».
Гарантом решения поставленных задач являются педагоги. Причём педагоги активно мыслящие, прогнозирующие результаты своей деятельности. От уровня профессионализма, способностей к непрерывному образованию напрямую зависят результаты развития общества.
Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» перед системой образования поставлена задача: «Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.
Легоконструирование помогает растить социально активных, самостоятельных и творческих дошкольников, способных к саморазвитию. Связано это с возможностями лего - технологии, она способствует развитию технических способностей у дошкольников, устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, социализации детей.
Курсы для педагогов дошкольных организаций по системе Blended learning, в которых сочетались дистанционное обучение с обучением в аудитории и обучением через Интернет учили работать на основе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). И вот уже закончился этап знакомства с информационно - коммуникационными технологиями (ИКТ), освоения их в условиях реального учебного процесса, создания современной информационной инфраструктуры, выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов. Для развития образования уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменять саму образовательную среду, должно качественно измениться само содержание образования, его методы, инструменты, т. е. необходим переход к SMART - образованию.
Smart education, или умное обучение, — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента (это любой вид информации) со всего мира, находящегося в свободном доступе и влечет за собой появление таких технологий, как умная доска, умные экраны, доступ в Интернет из любой точки. Обучение становится возможным не только в ДО, но и дома и в любом месте: общественных местах, таких как музеи или кафе. Основным элементом, связывающим образовательный процесс, становится активный образовательный контент, на базе которого создаются единые репозитории (хранилище — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные в репозитории хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети), позволяющие снять временные и пространственные рамки.
«Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает детей для жизни в SMART - обществе. Без SMART - технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз».
«Цифровое поколение» детей, родившихся примерно после 2002 – 2003 годов. Понятие digital natives (часто переводят как «цифровое поколение»). Представители этого поколения обладают особыми способностями к получению и обработке информации, поскольку технологии сопровождают их с рождения.
Всё больше современных детей хотят в будущем стать не космонавтами и менеджерами по продажам, а успешными фрилансерами. Действительно, фрилансерский образ жизни, позволяющий работать в любой точке мира, где есть Интернет, кажется очень привлекательным. Можно ли подготовить детей к будущей удалённой работе?
Ещё лет 25 - 30 назад сложно было представить себе, что в начале XXI века миллионы людей во всём мире будут работать, не выходя из дома, и совмещать выполнение своих повседневных трудовых обязанностей с путешествиями по экзотическим странам. То, что раньше казалось фантастикой, стало возможным благодаря цифровой революции, Интернету и дешёвым персональным компьютерам.
Неожиданно обнаружилось, что есть немало видов деятельности, для выполнения которых совсем не обязательно каждый день высиживать в офисе с 9 до 18 часов. Естественно, это произвело настоящую революцию на рынке труда. Миллионы людей во всём мире стали отказываться от штатных должностей, чтобы иметь возможность работать на самих себя и в своём собственном графике.
Интернет избавил человечество от географической привязки к месту работу, хотя, конечно, воспользоваться этим преимуществом смогли представители далеко не всех профессий. Прежде всего, свободными цифровыми художниками, которых повсеместно стали называть фрилансерами (в буквальном переводе с английского языка «фрилансер» – это свободный копьеносец, так когда - то называли наёмных воинов) стали те, кто работает в режиме онлайн, и может отправлять результаты своего труда по электронной почте.
Это дизайнеры, копирайтеры, журналисты, переводчики, редакторы, пиарщики, специалисты по продвижению сайтов, архитекторы, программисты и другие IT-специалисты, преподаватели, консультанты, бухгалтеры.
В будущем, спектр возможной удалённой работы, безусловно, будет расширяться, и фрилансерами, благодаря прогрессивным технологиям, смогут стать и представители многих других профессий.
Этот формат работы настолько привлекателен, поскольку позволяет трудиться не в душных офисах, а в любой точке мира, не зависеть от одного единственного работодателя, не торчать каждый будний день в пробках, и жить в своём собственном графике, что, несомненно, в будущем «фриланс» будет выбирать всё больше трудящихся.
Выгоден он и работодателям, которым не нужно оплачивать «фриланствующим» сотрудникам больничный, отпуск, питание, транспорт и страховку, оснащать их всеми необходимыми инструментами (всё это фрилансеры делают сами), тратиться на аренду офиса, следить за взаимоотношениями сотрудников в коллективе. Естественно, все эти факторы будут способствовать тому, что нация свободных с каждым годом будет пополняться и увеличиваться, и всё больше детей и подростков будут мечтать именно о таком формате работы для себя в будущем.
Сейчас мы не готовим детей к будущей фрилансерской деятельности. Скорее, наоборот, мы воспитываем людей организации, тех, кому в будущем предстоит работать в коллективе.
Для каких детей лучше всего подойдет в будущем фрилансерский образ жизни
Естественно, далеко не всем детям подойдет в будущем фрилансерский образ жизни, подразумевающий (в большинстве «удалённых» сфер) способность длительное время работать в одиночестве и долго концентрироваться на выполнении одной задачи.
Можно предположить, что общительные, экстравертные дети гораздо лучше будут работать в рамках традиционных организаций и компаний с реальным начальством и реальными сотрудниками. Они просто не выдержат длительного одиночества и продолжительной концентрации на чём-то одном (хотя, конечно, при большом желании эти качества можно и развить).
Гораздо лучше фрилансерская работа подойдет обладателями «удалённого», интровертного характера. Им будет в радость долгое время работать в одиночестве в своём собственном графике, ни под кого не подстраиваясь (кроме заказчиков), и никому напрямую не подчиняясь.
Удалённое образование для удалённой работы.
Идеальным вариантом формирования у ребёнка фрилансерского мировоззрения может стать «удалённое» семейное образование, которое приучит его «работать» в индивидуальном режиме, в своём собственном графике, и всегда ориентироваться на результат, а не на формальное высиживание уроков, и формальную сдачу экзаменов.
Какие качества нужно воспитывать у будущих фрилансеров в первую очередь.
Одно из главных качеств любого фрилансера, которому приходится одновременно быть самому себе и начальником, и сотрудником, и пиарщиком, и менеджером по продажам, и бухгалтером – это самоорганизованность, самодисциплина, умение распределять своё время без какой-либо указки «сверху» и способность длительное время концентрироваться на выполнении задачи, несмотря ни на какие отвлекающие факторы.
Как показывает практика, именно проблема самоорганизованности становится главной для тех, кто уходит из офиса на вольные хлеба. Новоиспечённые фрилансеры зачастую просто не могут заставить себя плодотворно работать в комфортных, расслабленных домашних условиях, поскольку привыкли к тому, что их подгоняет, и за ними следит начальство (прежде всего, это касается тех, кто долгое время работал в офисе).
Воспитывать в себе это качество, которое пригодится не только для эффективной удалённой работы, но и для предпринимательской деятельности, и для достижения успеха во многих других сферах. Нужно учить детей самостоятельно выстраивать свой день таким образом, чтобы успевать сделать все необходимые дела, уделить должное внимание учёбе и как следует отдохнуть. Учить быть ответственным и привыкать «работать» в любых условиях, в любое время, и в любые дни недели, в том числе, и в выходные, а не только в будни, поскольку для фрилансеров не существует официальной трудовой недели и чёткого разделения на рабочее время и досуг.
Самостоятельность во всём чрезвычайно важна для любого фрилансера. Поэтому не стоит с детства слишком сильно опекать тех детей, у которых проявляются качества фрилансеров. Пусть приучаются всё делать сами и надеяться только на самого себя, на свои собственные силы и навыки, как это делают успешные фрилансеры.
О важности самообразования для «удалённого» успеха
Ещё одно важное фрилансерское качество, которое позволяет «удалёнщикам» работать более эффективно, чем офисным сотрудникам – это постоянное самообразование на протяжении всей жизни. Именно к этому, а не к погоне за хорошими оценками нужно приучать тех, кто мечтает об эффективной удалённой работе в будущем.
Не требуйте от детей знать все стороны образовательных областей любой ценой – пусть лучше увлечённо изучают те сферы, которые им по-настоящему интересны. Тогда они будет самообразовываться всю свою жизнь.
Какие ещё навыки потребуются будущему фрилансеру
Имеет смысл познакомить будущего фрилансера и с некоторыми важными инструментами, необходимыми для удалённой работы, в частности, с банковскими технологиями. К окончанию школы подросток должен чётко знать, как пользоваться банковскими картами, которые являются одним из главных финансовых инструментов любого фрилансера.
Умению распределять свои финансы, продавать свои услуги и рекламировать себя при воспитании будущего «удалёнщика» тоже стоит уделить особое внимание.
Выбрать фрилансерскую сферу деятельности
Прежде чем начать подготовку ребёнку к будущим фрилансерским свершениям, нужно, конечно, определиться с тем, чем бы он хотел заниматься в этой жизни. Не имеет смысла готовить будущего фрилансера из ребёнка, который мечтает работать в сферах, не пригодных для удалённого формата.
Чем раньше подросток определится со своим жизненным призванием, тем больше времени вы сможете уделить его подготовке к будущей удалённой работе. Если ему нравится писать тексты, то в будущем он сможет стать успешным удалённым копирайтером (креативный, творческий специалист по созданию рекламных слоганов и текстов, который пишет также заказные статьи, прямо или косвенно носящие рекламный характер), журналистом и техническим писателем. Если хорошо разбирается в компьютерных технологиях – программистом, если у него хорошо развито образное воображение – дизайнером, художником, архитектором.
Пробовать себя в этих сферах нужно ещё до получения диплома об окончании какого - либо учебного заведения. Это позволит приобрести практический трудовой опыт, и понять, действительно ли подростку подходит то, чем он решил заниматься в жизни.
Сразу работать в шлёпанцах на берегу океана не получится
Конечно, для того, чтобы стать по - настоящему успешным фрилансером потребуются годы, и сразу начать работать в шлёпанцах на берегу океана у подростка не получится. Потребуется несколько лет для того, чтобы наработать портфолио и верных заказчиков, которые чётко будут оплачивать соответствующую удалённую работу.
Сначала, естественно, придётся поработать за копейки, и только потом появится возможность получать за фрилансерскую деятельность какие - то приемлемые деньги. Скорее всего, сначала нужно будет провести какое - то время и в офисе, и только потом можно будет уйти на вольные хлеба (потом это даст возможность сравнить офисный и удалённый формат работы).
В любом случае, даже если ваш ребёнок не станет успешным фрилансером, несколько лет удалённой работы помогут ему сформировать очень важные качества, которые, несомненно, пригодятся ему в будущей жизни (а если он сможет какое - то время совмещать работу и путешествия, то это ещё и даст ему бесценный жизненный опыт). Хотя, как показывает практика, те, кто попробовал вкус фрилансерской свободы, уже не могут долгое время работать в соответствии с классическим трудовым кодексом.