Семинар — практикум
в рамках работы Консультативного пункта
Цель: Оказание консультативной и практической помощи родителям, чьи дети не посещают детский сад, в выявлении знаний и дальнейшем подготовки детей к обучению в школе, в условиях семьи.
Подготовила и провела:
Воспитатель: Метальникова Н.ф.
март 2021г.
ПРИМЕРЫ ИГР - ЗАДАНИЙ для родителей
по развитию пространственных отношений
у детей старшего дошкольного возраста
«Ручку правую вперед…»
Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, часто еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Большинство из них еще путаются в различении правой и левой стороны тела.
Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста являются одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных дидактических игр и упражнений, используя различные игровые приемы, считалки и стишки.
Здесь мы предлагаем Вам только некоторые варианты развивающих игр и заданий по развитию пространственных представлений, которые по желанию можно дополнить или придумать совершенно новые варианты.
Закрепление правой и левой (руки, ноги, стороны)
Если ребенок до сих пор не уверен, где у него правая, левая рука. Необходимо ежедневно закреплять эти понятия, используя нехитрые вопросы-подсказки в быту. Например: «Давай поздороваемся, здороваются всегда правой рукой». Или когда ребенок кушает, спросить: «В какой руке у тебя ложка?» «А какой рукой кукла Маша должна кушать?» «В какой руке твой воин держит пистолет?» Если ребенок сел порисовать, спросите, в какой руке он держит карандаш? После ответа ребенка, обязательно закрепляем, проговаривая: «Пишем, рисуем, берем ложку всегда правой рукой. Правая рука – главная, а левая ее помощница» (исключение, если Ваш ребенок леворукий).
Можно выучить с ребенком такое стихотворение:
Это правая рука.
Она послушна и крепка.
Правой – ложку я держу,
Пса на поводке вожу.
Мячик правая кидает,
А левая ей помогает.
Для закрепления придумывайте тысячи вопросов и заданий: дома, на улице, в помещении, пока ребенок не усвоит где правая, а где левая рука.
Игра «Идем на парад» Предложите ребенку помаршировать левой - правой, делая акцент, то на левой ноге, то на правой (выделяя голосом).
Игра «Зарядка». Ребенок выполняет те действия, которые вы попросите:
- Подними, опусти правую или левую руку;
- Закрой, открой правый или левый глаз;
- Покажи правое ухо правой рукой, левое ухо левой рукой и т.д. Постепенно задания можно усложнять.
Игра на восприятие пространственных отношений между предметами: посадите в ряд три игрушки, допустим: кота, зайца и медвежонка. Спросите, кто сидит слева, кто — справа, кто — посередине.
Катая машинку на столе, от одной руки к другой (руки ребенка лежат на столе), спрашивать, куда сейчас едет машина вправо или влево, или использовать карточки: «Куда едет обезьянка, кошка направо или налево?». Для закрепления право и лево используйте разные игры, до тех пор, пока ребенок не станет безошибочно ориентироваться относительно себя.
Таким же образом разыгрывайте и закрепляйте пространственные предлоги: на, над, под, за, перед. Предположим, попросите ребенка положить карандаш перед компьютером, слева или справа от компьютера, на книжку, под книжку, в ящик стола и т.д.
«Внимательно рассмотри картинку». Скажи, кто или что находится справа, перед, за, на и под. Мальчик сидит ? домом. Собака спит ? лавкой. Кошка сидит ? лавочке ? от мальчика. Цветок растет ? от мальчика. Забор находится ? домом.
Игра «Кто, где, назови» — формирование умений ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Задаем ребенку вопросы по картинке: «Кто нарисован в правом верхнем углу листа, в правом нижнем, в левом верхнем, в левом нижнем, посередине листа?».
Обучая ребенка «двигаться» в заданном направлении по клеточкам можно предложить следующее задание:
Помоги девочки добраться до домика.
Нарисуй её путь по клеточкам, начиная от стрелочки:
1 клеточка вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх. Движение по клеточкам можно варьировать и усложнять.
В заключении: ВАЖНО, чтобы ребенок хорошо ориентировался в схеме своего тела, в пространстве и на плоскости. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе.